Как часто россияне сталкиваются с травлей в интернете и как она проявляется

Согласно недавним исследованиям крупнейшего интернет-ресурса Mail.ru, c психологическими атаками в соцсетях встречаются 58% российских пользователей.  Кто они – жертвы кибербуллинга, и каковы особенности его проявления – о глобальной проблеме современности вы узнаете здесь.

Сколько пользователей сталкиваются с кибербуллингом

Свежий опрос россиян (2019), пользующихся информационными технологиями, показал поразительные, пугающие факты о виртуальной агрессии, а именно:

  • каждому третьему активному пользователю знакомо понятие кибербуллинга;
  • 1/3 участников опроса уверены, что основной группой, подвергающейся интернет-травле, являются подростки;
  • еще 30% считает, что агрессии могут подвергнуться пользователи любого возраста;
  • реальный буллинг встречается реже, нежели травля посредством интернета;
  • агрессивные высказывания, единичные угрозы-комментарии, троллинг – первоочередные способы передачи агрессии в сети;
  • поводы, вызывающие негатив: популярность, сексуальная ориентация, внешность.

Интересно, что в 2016 году исследование от компании Microsoft выявило 65% сталкивавшихся с кибербуллингом людей. Россия стала лидером среди 42 стран с максимальным числом пострадавших от интернет-травли пользователей.

Самые распространенные типы травли

Появлению термина “кибербуллинг” предшествовало распространение травли незащищенных индивидов в обществе. С внедрением информационных технологий буллинг укоренился в интернете и приобрел катастрофические масштабы, ведь угрожать возможно из любой точки планеты, круглосуточно, анонимно, привлекая миллионы пользователей.

Первыми предложили классификацию сетевого преследования английские психологи:

  • flaming – комментарии унизительного характера, оскорбления, нетактичные замечания, сообщения с оттенком вульгарности;
  • denigration – распространение клеветы, ложных слухов, сплетен, намеренное очернение жертвы;
  • harassment – целенаправленное систематическое домогательство, осуществляемое с «фейковых» аккаунтов и напрямую от знакомых лиц;
  • exclusion – социальная изоляция, изгнание из сетевых групп, переписок делового и неформального формата;
  • cybertalking – продолжительная травля, сопровождающаяся угрозами и преследованием, чаще сексуальной направленности;
  • impersonation – скрытый буллинг под фиктивным именем;
  • outing and trickery – распространение интимной информации, личных данных: фото, финансовых сведений, подробностей личной жизни – с целью публичного унижения, мести;
  • cyberthreats – открытая (косвенная или прямая) угроза физического насилия – причинения вреда, убийства.

Впоследствии система дополнилась такими понятиями, как:

  • кибермоббинг – преследование посредством видеопорталов, мессенджеров, социальных сетей;
  • гриферство – причинение морального, материального вреда через видеоигры;
  • кетфишинг – взлом страницы, профиля объекта травли, размещение от его имени ложных сведений, провокационного контента;
  • диссинг – публикация, распространение в онлайн-режиме порочащих репутацию жертвы сведений;
  • фрейпинг – получение контроля над аккаунтом, электронным адресом другого, использование данных для рассылки нежелательной информации.

Травля может стать обоюдной – жертва превращается в буллера, отвечая обидчику.

Кто чаще всего подвергается буллингу в интернете

Первоочередной опасности стать жертвой травли в сети подвергаются подростки. Возраст детей – от 9 до 16 лет (12%). Зачастую потенциальные жертвы – изгои в реальности.

Равнодушие родителей, бесконтрольность действий ребенка приводят к печальным исходам, поскольку психика подростков наиболее уязвима и восприимчива.

Негативные замечания, угрозы, повторяющиеся системно во всеуслышание, катастрофически воздействуют на эмоциональную сферу ребенка.

Среди взрослых чаще страдают от кибербуллинга известные личности: политики, звезды шоу-бизнеса, блогеры – люди, информация о которых является общедоступной.

Однако публичность и высокий материальный статус помогает данным лицам игнорировать проблему – психологическая готовность к подобным атакам выработана с годами.

Как пользователи справляются с агрессией

Поведенческие реакции на травлю зависят от типа и эмоционального фона личности.

Любимый ребенок, сохраняющий с родителями доверительные отношения, рискует пострадать от буллинга гораздо меньше, чем обделенный лаской в детстве человек.

Свободное время молодежь увлеченно проводит в соцсетях, считая всемирную паутину безопасной средой.

Сталкиваясь в сети с агрессивными выпадами, согласно данным, 76% подростков скрывают от родителей факт запугивания. Среди пользователей старшего поколения лишь 30% готовы обратиться за помощью.

Уходят от преследования пострадавшие следующими путями:

  • закрывают аккаунт;
  • прекращают выкладывать личную информацию.
  • ограничивают количество пользователей, которые могут писать комментарии к постам;
  • «банят» агрессора кнопкой «пожаловаться», указав причину;
  • игнорируют невидимку, надеясь, что он потеряет интерес без реакции;
  • пишут электронное письмо в администрацию ресурса с жалобой, подкрепленной скриншотами сообщений.

Ежегодно 16 ноября отмечается всемирный день терпимости, когда в обществе вновь поднимаются проблемы агрессии и травли всех видов. На международном уровне разрабатываются проекты по созданию виртуальной психологической помощи от жертв кибербуллинга:

  • Prytidor – бот, ищущий буллера по токсичным комментариям;
  • Рой-баттл – разработанная для Telegram площадка, где в спарринге можно культурно «побуллить» друг друга;
  • Amanda – психологический проект для школьников, пострадавших от травли в сетях.
  • Bullguard – поисковик слов-паразитов, оскорбительных высказываний.

В России продолжается разработка приложения виртуальной психологической помощи во «Вконтакте».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *