Оплата мобильной связи входит в число ежемесячных расходов практически каждого жителя России. Многообразие операторов и тарифов до недавнего времени позволяли выбрать связь «по карману». В 2019 году цены на услуги связи поползли вверх. Причиной тому стало повышение ставки налога на добавленную стоимость.
Вынужденная мера
О грядущих переменах в ценовой политики крупнейшие российские сотовые операторы заговорили еще в конце 2018 года. После того, как правительство РФ выступило с официальным заявлением о внесении изменений в НК РФ, в части увеличения ставки НДС, сотовые компании начали рассылку уведомлений. Большая часть российских граждан, пользующихся, мобильными телефонами, получили короткие СМС-предупреждения в предпоследнюю пятницу ушедшего года. Текстовое содержание сообщений было различным, но смысл был заложен один и то же: причина повышения стоимости услуг – повышение ставки НДС.
Компания «Вымпелком» предупредила своих абонентов о грядущих переменах, сославшись на выполнение обязательств по исполнению Федерального закона о повышении НДС. В смс рассылке Билайн оповестили о повышении цен на коэффициент 1,016949 (с округлением копеек по правилам математики). При этом компания разъяснила, что стоимость услуг без учета НДС изменены не будут. «Мегафон» оповестил своих абонентов о росте тарифов с начала 2019 года напрямую сославшись на увеличение налога на добавленную стоимость. О конкретных размерах увеличения оператор умолчал. Отличились от ведущих телекоммуникационных компаний руководители «Tele2». Вместо личных сообщений каждому абоненту было принято решение заявить об изменениях тарифов в прессе. Суть заявления пресс-релиза была такова, что организация не может не отреагировать на изменения в экономике страны и рынке, поставляемых услуг. Повышение цен является вынужденной мерой. Компания МТС предпочла не комментировать сложившуюся ситуацию.
Для сведения!
Абонентская плата за пакет услуг сотовой связи за первый квартал 2019 года выросла более чем на 13%.
Дело не только в НДС
Представители сотовых операторов сразу пояснили, что удорожание услуг превысит процент увеличения НДС. Так как цепочка ценообразования велика, тарифы для абонентов могут подорожать на 10-20%. Отказаться от компенсирования повышения налога для большинства российских компаний не представляется возможным.
Эксперты, поясняют, что у телекоммуникационных компаний, работающих в России, не существует практически никакой маржи. Поэтому любое существенное изменение в экономике быстро отражается на ценах. За последний год таких изменений произошло не мало. Кроме увеличения НДС на 2% причинами повышения тарифов стал целый ряд факторов:
- отмена внутрисетевого и национального роуминга;
- вступление в силу закона «Яровой» (в обязанность компаний теперь входит хранение информации о переписках и звонках, что значительно увеличивает текущие расходы);
- колебания курса рубля;
- рост цен на потребительские товары и услуги.
Однако, существует и противоположная точка зрения. По мнению аналитика Тимура Нигматуллина операторы попытаются максимально использовать ситуацию с налогом для повышения собственной маржинальности. Изменение ставки НДС отличная причина для повышения цен на услуги связи с целью компенсировать сложную рыночную конъюнктуру и отрицательное влияние от усиления конкуренции. По словам аналитика, стабильно высокий уровень конкуренции, не позволит повышать цены запредельно. Скорее всего тарифы изменятся разово и очень значительно.
Повышение платы компенсируют
«За большую стоимость – больше услуг» – именно под таким девизом проходит изменение цен на пакеты услуг сотовой связи в 2019 году. Так, например, абонент плативший раннее 300 руб. в месяц получал за эти деньги 10 Гб трафика, по-новому за 330 руб. в месяц оператор готов предоставить уже 12 Гб. По опыту прошлых лет такое повышение стоимости мобильных услуг воспринимается населением более спокойно. Именно по такому сценарию в начале 2018 года уже прошло подорожание мобильных минут и трафика.
Эксперты отмечают, что операторы сотовой сети, уже несколько лет перестали вести борьбу за новых клиентов, с помощью заманивания низкими ценами. Ценовая конкуренция переросла в соревнование услуг. Россиянам предлагают более объемные пакеты услуг, но уже по более дорогой цене. Таким образом клиенты, переходя на новые линейки тарифов не всегда осознают, что стали платить больше, чем прежде.
Для сведения!
Средний ежемесячный счет россиянина в 2017 году составлял около 290 руб., в 2019 году этот счет приближается к 350 руб. в месяц.
Цены снова могут вырасти
Еще одной причиной роста тарифов сотовой связи в ближайшее время может стать перегрузка сетей 3G и 4G. В настоящее время сотовые операторы ожидают решения правительства относительно выделения радиочастот для развития сетей 5G. Строительство новой сети, для разгрузки, имеющихся помогло бы решить проблему, без увеличения тарифов. Но пока представители силовых структур РФ выступают против этой идеи.
Напомним, что ранее Государственная комиссия по радиочастотам, напомним, решила выделить для тестирования 5G диапазоны частот 4,8-4,99 ГГц и 27,1-27,5 ГГц. Но сотовые компании рассчитывали на большее количество частот. К решению спорного вопроса подключился президент РФ Владимир Путин. Глава государства поручил проработать вопрос использования для развертывания 5G принадлежащих военным частот.
Изменение стоимости пакетов услуг мобильной связи снова ударит по кошелькам простых граждан. При этом социологические опросы показывают, что россияне не готовы отказаться от дополнительных опций или сервисов ради экономии. Эксперты, в свою очередь, напоминают, что пока российская сотовая связь остается самой дешевой в мире. Европейцы за пакет опций, по параметрам схожий с российским, платят в четыре раза больше.