Онлайн-покупки с каждым годом становятся все популярнее в России. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенные «Яндекс.Маркет» и агентством GfK Rus. Покупательскому поведению в сфере онлайн-торговли присущи некоторые особенности.
Рост числа заказов со смартфонов
Смартфоны все чаще стали использоваться при оформлении онлайн-заказов в интернет-магазинах. Если в прошлом году каждый пятый заказ был оформлен через смартфон, то в этом – уже каждое третье приобретение совершается со смартфона. Вместе с этим снижается доля онлайн-заказов с компьютеров: за 12 месяцев этот показатель упал с 71% до 62%.
Насколько популярны онлайн – покупки
Если в 2015 году доля онлайн-покупателей составляла всего 21%, то за пять лет данный показатель достиг отметки 42%. Больше всего покупать онлайн любят в Москве: за последние шесть месяцев каждые 6 москвичей из 10 приобретали товары через интернет.
Почему люди покупают через интернет
По результатам исследования, специалисты составили ТОП-5 причин покупки через интернет:
- 61% покупателей привлекает возможность сравнить цены в режиме реального времени.
- Отметили, что цена в интернете как правило ниже, чем в обычном магазине, 58% респондентов.
- 48% россиян совершают онлайн-покупки, читая отзывы других людей.
- Нравится, что можно покупать в любое время и из любого места, 48% опрошенных.
- 45% покупателей отметили, что при онлайн-покупке не нужно тратить время на поездки по городу в поисках нужного товара.
Также «плюсы» онлайн-торговли: больший ассортимент, проще найти нужный товар, наличие подробной информации о приобретении, совершать онлайн-покупку быстрее и удобнее.
Причины, по которым многие отдают предпочтение офлайн-магазинам
Среди базы покупателей, которые не делали онлайн-покупки последний год, также был проведен опрос с целью узнать причину предпочтения офлайн-магазинов. Респонденты объяснили свою позицию следующим образом:
- При выборе товара его нельзя потрогать или примерить. С этим согласны 65% опрошенных.
- Боятся, что товар будет некачественным, 46% респондентов.
- Не знают, с кем решать вопросы в случае проблем, 34% россиян.
- Считают, что сложно вернуть заказ – 31% опрашиваемых.
- Долго ждать покупку – так ответило 22% респондентов.
Среди прочих причин: любовь ходить по магазинам, боязнь потерять товар во время доставки, нежелание платить через интернет и разбираться в возможностях и нюансах онлайн-торговли.
Где чаще всего делают заказы и почему все чаще покупают заграницей
Основная часть опрошенных – 90% – предпочитает делать покупки в отечественных интернет-магазинах. 73% заказывают товары из Китая, а 29% – в других странах мира. Если сравнивать статистику 2019 года с предыдущим, то видно, что россияне стали чаще заказывать в зарубежных онлайн-магазинах. Это объясняется следующими основными причинами:
- Аналогичный товар заграницей стоит дешевле.
- Ассортимент на зарубежных онлайн-площадках шире.
- Россияне уверены, что заграницей найти уникальные вещи проще, чем в отечественных интернет-магазинах.
ТОП-10 товаров, покупаемых в российских интернет-магазинах
За последние 12 месяцев на российских торговых онлайн-площадках чаще всего приобретали:
- Одежду и обувь для взрослых.
- Средства ухода и гигиены.
- Декоративную косметику и парфюмерию.
- Лекарственные препараты и БАДы.
- Электронику: смартфоны, планшеты и аксессуары к ним.
- Мелкую бытовую технику для кухни.
- Игрушки и товары для хобби и творчества.
- Продукты питания и напитки, за исключением готовой еды и алкоголя.
- Хозтовары и бытовую химию.
- Текстиль и товары для интерьера.
Средние чеки
В отечественных интернет-магазинах в среднем россияне оставляют 1739 рублей. По сравнению с прошлым годом эта сумма уменьшилась на 161 рубль.
Средний чек в китайских магазинах вырос на 40 рублей и составил 600 рублей за одну покупку. В прочих странах расходы выросли с 2500 до 2800 рублей.
Популярные способы доставки
Самый популярный способ доставки товара – самовывоз. Этот вариант в 2019 году выбрали 69% пользователей, а в прошлом периоде самовывоз выбирали 65%. Пользуются услугами «Почты России» 47% – этот показатель подрос на 3 пункта с прошлого периода. Получать заказ через курьерскую службу предпочитают 40% опрошенных, по сравнению с прошлым периодом показатель не изменился.
В 2019 году выросла популярность постаматов. Если в 2018 году их выбирало 15% пользователей, то теперь 20% выбирают постаматы для осуществления доставки своей покупки. Срочная курьерская доставка – самый дорогой способ, которым пользуется лишь 4% граждан.
Покупая товар в интернете, можно существенно сэкономить деньги и время. С каждым годом количество онлайн-покупок в стране растет, а направление интернет-торговли становится все привлекательнее.