При регистрации в социальной сети, как правило, люди не читают, или бегло просматривают ссылки на документы о пользовании сайтом, лицензионные соглашения и т.п. Соответственно, остаются в неведении, на что же они согласились.
Почему соцсети имеют право бесплатно пользоваться вашим контентом
Кратко ответ прозвучал бы так: потому что вы сами им это позволили! Уже тем фактом, что зарегистрировались в соцсети и поставили соответствующую галочку при регистрации, вы приняли все условия ее владельцев.
А соглашаются они безвозмездно выдать лицензию на использование всего своего контента, размещенного в общем доступе. Еще и с правом сублицензирования (передачи в третьи руки). Практически у всех соцсетей – ВКонтакте, YouTube, Facebook и других в соглашении об условиях использования есть пункт о добровольном лицензировании.
Что могут соцсети делать с контентом пользователей
Если вы разместили в сети «вирусное» фото котика, или ролик, на которое запало полстраны, владельцы сети спокойно смогут передать их другим компаниям, за деньги или бесплатно – как посчитают нужным, благодаря этой «лицензии» выданной вами.
В подобную «ловушку» могут угодить начинающие музыканты, ставшие впоследствии популярными. Разместил свои песни в сети певец и слушает их вперемешку с рекламой – таковы условия в бесплатном разделе «ВК». А чтобы песни звучали без рекламы, необходимо внести дополнительную абонентскую плату. И никаких отчислений с прослушиваний автору не «капает».
Администрация соцсетей может спокойно удалить («забанить») пользовательский контент, если сочтет его вредным, не соответствующим правилам сети.
Ограничения, в том числе на охват для постов со ссылками – еще одна неприятная штука, которую применяют владельцы сайтов. За продвижение авторских постов тоже нужно платить.
Сколько зарабатывают соцсети, используя чужой контент
Оказывается, они хорошо зарабатывают благодаря пользовательским материалам. Данные 2018 года:
- в Facebook – 24,96 доллара США составил средний доход соцсети, приходящийся на одного ее пользователя;
- 55,8 млрд долларов – годовая выручка FB;
- 6,84 млрд долларов получила сеть Instagram, а в 2019 ожидается доход более 14 миллиардов $;
- 12,6 млрд долларов – доход ВКонтакте.
Можно ли исправить несправедливость
Такую попытку несколько лет назад предприняли русскоязычные пользователи FB и ВК, разместившие пост: «В ответ на новую политику <название соцсети> я настоящим объявляю, что все мои персональные данные, фотографии, рисунки, переписка и так далее являются объектами моего авторского права (согласно Бернской Конвенции)…» По факту материал поста ничем не подкреплен и юридической силы не имеет.
Можно защитить от несанкционированного использования аудиоматериалы, если размещать их не напрямую в сеть, а через сервисы музыкальной дистрибуции. Но для этого у сети должно быть действующее соглашение с сервисом.
Правильным решением стало бы создание правовой платформы для регулирования взаимоотношений пользователей и социальных сетей, но пока этот вопрос открыт.