Для совершения покупок теперь не нужно ходить по торговым центрам или стационарным магазинам, поскольку все нужные товары можно выбрать и приобрести в интернете. Для этого часто выбираются популярные маркетплейсы. На них представлены товары от разных продавцов и люди совершают покупки в интернете, покупая не только гаджеты, девайсы, но и множество других товаров. Маркетплейсы – что это такое, как они работают, как получают прибыль и привлекают партнеров, подробно мы расскажем в нашей статье.
Понятие маркетплейса
Простыми словами маркетплейсы представлены специальными сервисами или торговыми площадками, предназначенными для торговли разнообразными товарами. В переводе с английского языка «market place» – это специализированная площадка, используемая для покупок товаров.
Такие площадки являются сложными системами, с помощью которых осуществляется хранение, перевозка и выдача заказов непосредственным потребителям. Маркетплейсы стали популярными во время периода самоизоляции, когда людям было трудно полноценно посещать торговые организации.
Востребованность данных площадок обусловлена простой регистрацией, оперативной доставкой, большим количеством товаров, а также доступными расценками. Продавцы могут продавать продукцию через посредника, расширяя целевую аудиторию. Здесь можно найти разнообразные товары, к которым относится одежда, обувь, электроника, косметика и даже продукты питания.
3 лучших маркетплейса России
На территории РФ функционирует много торговых площадок, но можно выделить 3 лучших маркетплейса, которые привлекают большое количество покупателей, предоставляют доставку во все города страны, а также пользуются программами лояльности.
Wildberries
Этот магазин считается востребованным среди россиян, поскольку аудитория насчитывает около 40 млн. посетителей, совершающих ежедневно около 1,5 млн. заказов.
Пользуются услугами маркетплейса даже жители Беларуси, Казахстана и других стран. Постепенно руководство площадки расширяет сферу деятельности, выходя на европейский рынок. Для работы используется две схемы: фулфилмент и реализация продукции со склада поставщика (FBS). К особенностям этой площадки относится:
- минимальная комиссия составляет 1%, но рассчитывается отдельно для каждого посредника, для чего учитывается активность и категория продавца;
- предлагаются многие полезные услуги, к которым относится обработка на складе, логистика до покупателя и маркетинг;
- выплаты производятся каждую неделю;
- можно заказывать даже съемку продукции.
Но в этом магазине предусмотрена система штрафов, а также приходится платить за хранение товаров на складе. Если обнаруживаются у продавца фейковые отзывы, то аккаунт могут заблокировать.
Яндекс.Маркет
Эта площадка относится к лучшим маркетплейсам, который считается самым крупным на территории России. Но ограничением считается отсутствие условий для работы самозанятых. Для размещения продукции продавец может использовать три схемы:
- фулфилмент (FBY), считающийся классической моделью;
- способ FBS, предполагающий продажу со склада поставщика;
- комбинация двух вышеуказанных схем.
Преимуществом данной площадки считается доступная комиссия, которая составляет всего 2%, но отдельно придется расплачиваться за обработку заказов, а также хранение и доставку товаров.
Ozon
Маркетплейс основан еще в 1998 году, а также предлагает покупателям большое количество товаров. Можно купить не только одежду или продукты питания, но и даже билеты на самолеты или железнодорожный транспорт. Комиссия зависит от категории продукции, поэтому варьируется от 4 до 15 процентов. Выплаты продавцам перечисляются два раза в месяц.
Для работы компания использует две схемы: FBO (продажа со склада Озон) и FBS (отгрузка товаров со склада продавца).
Как работают площадки
Маркетплейсы представлены специальными сервисами, которые позволяют продавцам, арендодателем или изготовителям найти покупателей. Поэтому они являются посредниками и агрегаторами, собирающими большое количество продавцов в одну базу. При этом предлагаются полезные услуги, к которым относится хранение на складе, доставка и обработка заказов.
Сотрудники маркетплейсов постоянно улучшают и модернизируют базу продавцов, а также предлагают услуги по маркетингу.
Как купить товары дешево
Каждый человек хочет покупать товары с высокой скидкой. На многих площадках предлагаются разные акции, благодаря которым у каждого покупателя имеется своя скидка. Например, на Озон можно нажать на специальную кнопку «Хочу скидку», чтобы запросить снижение цены у продавца, который может предложить другую цену или отклонить заявку.
Другие маркетплейсы проводят собственные акции, например, в Wildberries повышается скидка при совершении большого количества заказов.
Виды площадок
Маркетплейсы делятся на несколько разновидностей:
- Сервисы для продажи товаров конкретной категории, например, только одежды или продуктов питания. К ним относятся площадки Lamoda и Беру.
- Магазины для оказания разных услуг. Здесь могут предлагаться одинаковые услуги, например, заказ такси, а также разные услуги для фрилансеров. К таким маркетплейсам относится Delivery Club или Яндекс.Такси.
- Сервисы, предназначенные для обмена данных. Здесь не предлагаются физические блага, например, по этому принципу работает YouTube.
- Инвестиционные биржи. На них частные лица и компании могут приобретать и продавать активы фирм.
Дополнительно маркетплейсы делятся по типу предлагаемых услуг:
- Вертикальные. Здесь предлагаются предметы от разных продавцов, но при этом занята только одна ниша. Например, Lamoda сотрудничает с большим количеством поставщиков и брендов, но предлагает исключительно одежду.
- Горизонтальные. Данные сервисы предлагают разные услуги, обладающие единой характеристикой. К ним относится Etsy, поскольку через эту платформу мастера со всего мира продают товары ручной работы.
- Глобальные. Сюда относятся крупные площадки, работающие по всему миру, например Amazon и Ebay.
По типу участников торговли маркетплейсы могут быть:
- С2С. Данный тип предполагает продажу товаров или оказание услуг физическим лицами, поэтому не участвуют крупные компании или известные бренды. К таким маркетплейсам относится Авито.
- B2C. На таких сервисах предлагаются товары или услуги физическим лицам от крупных представителей бизнеса. К ним относится Lamoda или Aliexpress.
- B2B. На данных площадках взаимодействуют только представители бизнеса, поэтому они применяются для оптовых закупок.
Поэтому каждый покупатель сможет найти для себя сервис, предлагающий выгодные и нужные товары.
Плюсы и минусы ведения деятельности через маркетплейсы
Продавцы часто выбирают данные сервисы для размещения своей продукции или услуг. Это обусловлено следующими преимуществами:
- не приходится тратить время и средства на рекламу или развитие сайта, поскольку сразу обеспечивается выход на большую целевую аудиторию;
- большое количество покупателей, готовых совершить покупку;
- доверие со стороны потребителей, поскольку гарантируется не только быстрая, но и безопасная сделка;
- расширение географии продаж, причем для этого не приходится вкладывать большой капитал;
- увеличение среднего чека, поскольку маркетплейсы часто предлагают покупателям дополнение к покупкам;
- ответственность за продажи лежит на посреднике, а не на продавце.
Но работа через маркетплейсы обладает и некоторыми минусами:
- слишком большое количество конкурентов, сбивающих цену;
- маркетплейс в любой момент может изменить условия сотрудничества;
- отсутствует конкретный контроль за хранением и транспортировкой товаров;
- не слишком выгодные условия для сотрудничества;
- покупатели доверяют площадке, а не продавцу или производителю товара.
Поэтому перед началом работы в сервисе рекомендуется оценить плюсы и минусы такого решения.
Преимущества размещения на маркетплейсах
Если продавец хочет начать работать через маркетплейсы, то он сможет воспользоваться следующими плюсами:
- торговля не только в своем регионе, но и по всей России или миру;
- увеличение трафика покупателей;
- отсутствует необходимость самостоятельно принимать технические решения, а также используется уже проверенный, действующий и эффективный сайт.
Все вопросы, касающиеся доставки или хранения товара, оплаты заказов, работы приложения или сайта, а также других нюансов решаются исключительно работниками торговой площадки, что упрощает деятельность продавцов.
Недостатки размещения товаров на маркетплейсах
Но продажа товаров таким способом имеет недостатки:
- снижение цены из-за конкурентов;
- зависимость от правил выбранной площадки;
- отсутствие личного контакта с покупателями.
Перед началом деятельности рекомендуется оценить условия сотрудничества, размер комиссии и другие нюансы.
Особенности продажи
Хотя принцип работы маркетплейсов считается легким, но существуют некоторые нюансы, о которых надо знать продавцам:
- перед отгрузкой товаров на склад нужно правильно его оформить, учитывая правила сервиса;
- к поставкам действуют строгие регламенты, при невыполнении которых товар не будет принят;
- нужно не только клеить штрих-коды, но и правильно заполнять сопроводительные бумаги;
- продавать можно только востребованный товар, поэтому перед началом сотрудничества рекомендуется проанализировать спрос, а также предложения конкурентов;
- для реализации многих товаров требуются сертификаты соответствия, декларации, отказные письма или иные сертификационные бумаги;
- для регистрации на маркетплейсе загружаются учредительные бумаги компании или ИП;
- часто устанавливаются ограничения для работы самозанятых.
Внимание! Для прибыльного ведения бизнеса нужно правильно оформлять карточки, от которых зависит продвижение продукта.
На чем зарабатывают маркетплейсы
Прибыль маркетплейсов состоит из нескольких частей:
- комиссия от продаж, поэтому продавцы с каждого реализованного товара перечисляют фиксированную сумму или процент;
- платная публикация объявлений;
- взимание платы за заявку, например, если заказчик оставляет запрос и исполнитель откликается на эту заявку, то платится комиссия посреднику.
Продавцы часто платят маркетплейсу за другие услуги, к которым относится продвижение товаров, их отгрузка и хранение, а также другие аналогичные действия.
Отличия от интернет-магазина
К отличиям маркетплейса от интернет-магазина относится:
- отсутствие складов и собственных товаров;
- использование нестандартных механизмов оплаты и доставки;
- на маркетплейсе работает множество продавцов;
- наличие пунктов выдачи товаров у маркетплейса;
- у посредников намного больше целевая аудитория, поскольку много средств вкладывается в маркетинг и продвижение, а также предлагается много разных товаров.
Вывод о маркетплейсах
Таким образом, маркетплейсы становятся все более популярными, поэтому привлекают много продавцов и покупателей. Работа через эти сервисы обладает многочисленными преимуществами, а также позволяет расширить бизнес.